Возрастные особенности детей 6—7 лет (кризис 7 лет)
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
|
- Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
|
|
- Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
|
|
- Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
|
|
- Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
|
|
- Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
|
|
- Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
|
Вам как его родителям важно:
|
- Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
|
|
- Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
|
|
- Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.
|
|
- Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.
|
|
- Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.
|
|
- Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.
|
|
- Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.
|
Пережив кризис семилетнего возраста, ребята входят в относительно спокойный период своего развития, они учатся самостоятельно выполнять домашние задания, находят друзей среди сверстников, посещают кружки и секции, достигая определенных результатов. Этот спокойный период характеризуется равномерным ростом тела и адекватным созреванием эмоциональной сферы. Этот благостное время продлится до наступления следующего и последнего для развития ребенка периода – подросткового, в который ребята вступают в 11 – 15 лет.
Возрастные особенности детей 11 - 15 лет (подростковый кризис).
Этот период считается по праву самым тяжелым и сложным, так как подростки очень бурно проявляют собственную позицию и отстаивают её ревностно и самозабвенно. Они активно борются за свои права быть самостоятельными отстаивая свою свободу и независимость от родителей. Хотя настоящей взрослости у них еще нет, им очень хочется её найти. На фоне колоссальных изменений на физическом уровне, эмоциональная сфера развивается не так быстро. Именно поэтому, они пока не умеют владеть своим настроением и своими эмоциями. Раздражительность, словно некая защита, срабатывает первой на любые воздействия извне. Наряду с описанными проявлениями у ребят 11-13 лет пропадает интерес к учебе, на первое место выходит проблема выстраивания отношений.
Сил и терпения на овладение учебным материалом не остается.
Подростки обычно вызывают на себя много негативных эмоций со стороны окружающих взрослых. Они нетерпимы, несдержанны, демонстративны. Но они – наши дети, которые ждут помощи и поддержки от родителей точно также как и трехлетние малыши.
Как быть родителям, чтобы помочь своему подростку пережить это сложное время, сохранив при этом доверительные отношения?
- Прежде всего, понимать и принимать позицию ребенка. Можно соглашаться с ней, а можно не соглашаться, но обязательно стараться понять, почему именно Ваш ребенок так поступил. Запретами в этом возрасте ничего не добиться, на запреты, требования и наказания может быть единственная реакция – протест. Стараясь договориться с ребенком, Вы учите его обсуждать проблему, искать пути её разрешения. Только договариваясь, Вы поможете подростку не пойти на поводу у своей разрушительной энергии.
- Обязательно стоит оказывать поддержку в выполнении домашних заданий, поэтому, вечером заглядывайте в дневник, интересуйтесь событиями, происходящими в школе, будьте искренни в своем желании помочь ребенку. Ведь внешне отвергая помощь родителей, на самом деле, подростки надеются и ждут помощи и поддержки только от своих пап и мам.
Таким образом, от влияния, чувствительности, желания помогать и поддерживать ребенка у родителей и других значимых взрослых будет зависеть то, насколько кризис будет негативным и разрушительным для ребенка и для отношений, или он будет иметь только прогрессивный характер, знаменующий переход на новую ступеньку развития. Если окружающие взрослые будут знать о приближении кризисного времени и о его особенностях, они смогут вместе пережить непростое время в его жизни.
Осипова Н.Н., педагог-психолог МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска. |